Российский производитель зелени: будет всё!
Сегодня «Выборжец» один из крупнейших производителей овощей и зелени в Северо-Западном регионе России.
Правительство Ленинградской области сообщило, что компания выращивает более 60% от общего объема тепличных овощей в регионе. Площадь хозяйства – более 100 га, полезная площадь теплиц – 26 га.
«Мы выпускаем более 20 различных культур – салаты, укроп, петрушку, базилик и другие зеленные культуры, томаты, огурцы», – сказал генеральный директор ЗАО «Агрофирма «Выборжец» Александр Заклепкин.
С выходом нового комплекса на проектную мощность продуктивность хозяйства действительно сильно выросла: до 25 млн шт. салатов и зеленных культур в год. В декабре того же 2018 года открыли вторую очередь теплиц – производительность выросла уже до 35 млн шт. салатов в год. В 2021 году она приблизилась к 37 млн шт.
«Выборжец» был создан еще в 1930-х годах, и тогда его включили в Трест Пригородного сельского хозяйства при Ленсовете. Это был совхоз в городской черте Ленинграда. Выращивали в то время совсем не то, что сегодня – цветы, капусту, лук, морковь, свеклу.
В 1970-1980-е годы, в областных городах нашей страны, для обеспечения регионов свежими овощами во внесезонье стали массово строить крупные хозяйства по производству овощей защищенного грунта. Для обеспечения жителей Ленинграда свежими овощами интенсивно застраивались земли в пригородной зоне. А в поселке Янино-2, недалеко от города (10 км), построили тепличный комбинат «Выборжец», оснастив его современным оборудованием.
О работе комбината можно судить по полученным наградам. В 2000 году он вошел в ТОП-300 сельскохозяйственных предприятий страны. За освоение новых технологий и высокое качество выращиваемых овощей, хозяйство регулярно награждалось почетными грамотами и дипломами ВДНХ, АПК и правительства Ленинградской области.
Как стали крупнейшим производителем зеленных культур
Выращивают растения в современных высоких 6-метровых теплицах с подачей СО2, двойным зашториванием, энергосберегающими и солнце-отражающими экранами. Все эти технологии в совокупности позволяют увеличить урожайность с м². Сейчас урожайность составляет от 500 до 800 штук горшочков салатов и зеленных культур с м².
На сегодняшний день эта урожайность полностью удовлетворяет спрос в салатной и зеленной продукции во всем Северо-Западном регионе России.
Для этого понадобилось запустить в апреле 2018 года первую очередь теплиц на 6 га и вторую очередь на 3 га в декабре того же года.
Глава Ленобласти Александр Дрозденко тогда заметил:
«С вводом нового тепличного комплекса Ленинградская область не только полностью обеспечила себя листовым салатом, но и стала крупнейшим экспортером зеленной продукции в СЗФО РФ».
Роботы для теплиц вместо людей
Уникален «Выборжец» тем, что первым в регионе освоил финскую технологию выращивания зеленных культур.
Когда рассада салата и зелени поступает из рассадного отделения в теплицу, ее выставляют на столы доращивания. Переместить эту рассаду на столы для выращивания – задача роботов. В течение 21 дня автоматизированная линия поэтапно перемещает ее до места сбора в упаковку. За процессом следит оператор пункта.
«Таким образом задействовано меньше рабочих рук. Один робот заменяет 4-5 человек, ускоряя все дальнейшие процессы», – сказал главный агроном Владимир Владимирович Моор.
Но даже роботы нуждаются в «оплате» своего труда – в виде электроэнергии.
Чтобы снизить расходы на электричество, в 2013 году запустили свой энергоцентр мощностью 30 МВт и полезной тепловой мощностью 26 МВт. По словам главного агронома, это помогло уменьшить затраты на производство в 2 раза и тем самым снизить себестоимость выпускаемой продукции.
Популярные зимой и весной зеленные культуры
«Мы выращиваем то, что требует рынок. В летний период увеличивали площади для шпината. Сейчас хорошо идет листовой салат, кориандр и укроп», – поделился Владимир Владимирович.
Поэтому в августе было принято решение увеличить площади: с салатом Хризолит на 10%, с кориандром Кин-дза-дза и укропом Изумруд с 600 м² до 1600 м². «Впереди новогодние праздники, и где-то до мая-июня эти зеленные культуры будут пользоваться высоким спросом».
Агрохолдинг «Выборжец» работает с сетевыми магазинами по всему Северо-Западному региону России, а также Карелии, Мурманску, Петрозаводску, Вологодской области, Москве и МО. Одно время салаты даже продавались в Краснодарском крае.
Почему выращивают салат Хризолит
«У него хорошая, чистая корневая система – не уступает западным аналогам», – сообщил главный агроном. При отлаженном микроклимате в теплицах хозяйства на растении никогда не бывает некрозов. Единственное – растению тяжело при аномальной жаре. Владимир Владимирович вспоминает: «Этим летом столкнулись с удивительно высокими температурами. 30-32 градуса – это невероятно для Санкт-Петербурга, такое было только в 2010 году. У нас появилась проблема с питиумом, который развивается на любых салатах при очень высокой температуре. Но когда она нормализовалась, мы ушли и от этой проблемы».
Хризолит показал устойчивость к болезням. У него короткий срок вегетации – выдерживает конкуренцию с западными сортами. Весь летне-осенний период срок вегетации составляет 30-31 день, в зимний период (в зависимости от освещенности) – 34-36 дней. В ноябре, в очень темный месяц, период вегетации составил 33-34 дня. В декабре, планируют, что он будет 35 дней. Большой плюс салата Хризолит в том, что он не вытягивается при длительном выращивании. Стандартность продукции составляет 99%.
Сейчас салат Хризолит занимает 1 га в теплицах «Выборжца». Чтобы получить такую площадь, сорту пришлось завоевывать доверие. В 2018 году он рос всего на 200-300 м², но со временем занимал все больше и больше места в теплицах и сердцах работников «Выборжца».
С сентября по май магазины торговых сетей – «Пятерочка», Перекресток», «Карусель» и другие – традиционно покупают у предприятия весь имеющийся Хризолит.
99,9% – стандартность укропа Изумруд
«У нас практически нет отбраковки укропа», – рассказали сотрудники «Выборжца». Раньше с ним были трудности, но разобравшись с технологией выращивания, о своем выборе не пожалели. «На выходе получаем 99,9% качественной продукции».
Укроп вырастает яркий, пахучий, сочный, темно-зеленый. В росте может «садиться» зимой, когда темно, а в весенне-летний период показывает себя с лучшей стороны во всех аспектах. На рынке укроп Изумруд очень востребован, ведь мало кто может похвастаться такой роскошной продукцией.
С укропом, как и с салатом Хризолит, на комбинате знакомились постепенно, отрабатывая технологию. В 2018 году Изумруду доверили 600-700 м². А в 2019-2020 годах – уже 1500 м². В этом году весной его выращивали на 2500 м². К Новому году снова увеличат площади.
Эксклюзивные сорта зелени пользуются спросом
Если говорить о кориандре, то это сорт Кин-дза-дза. Чтобы удовлетворить спрос торговых сетей, высаживают его много.
«Летом у нас Кин-дза-дза рос на 700 м², а этой зимой перейдет на площадь 2500 м², потому что большой спрос», – рассказал главный агроном. На этом решении настоял отдел продаж. «Кориандр хорошо реализуется и по высокой цене».
Что и понятно – эксклюзив стоит дороже.
Заметили, что у кориандра Кин-дза-дза нет проблем с корневой системой. Не бывает гнилей и некрозов листьев. Нижние маленькие листья, которые обычно у сортов кориандра превращаются в слизь, в «Выборжце» сохраняют здоровыми. Урожайность Кин-дза-дза на комбинате около 600 шт. горшков с м² в год.
Подводя итог, можно сказать, что семена от компании «Гавриш» – салат Хризолит, укроп Изумруд, кориандр Кин-дза-дза раскрыли свой потенциал на этом современном, высокотехнологичном предприятии.
Хорошая всхожесть, высокая энергия прорастания, устойчивость к болезням и вредителям, а главное – короткий срок вегетации. Ведь чем он короче, тем выше урожайность с м² в год. Возможно, в этом есть один из секретов высоких урожаев «Выборжца» – способность агрономов находить такие сорта.
---