Перспективные гибриды томатов для России и не только
Вместе со всей остальной страной в сложной ситуации оказались и овощеводы. Вокруг и впереди — сплошная неопределенность. Но как растениям требуются полив и удобрения, так и люди не смогут прожить без свежей зелени, томатов и огурцов.
Поэтому энергичные и предприимчивые компании могут извлечь из всеобщей неразберихи конкретную выгоду, отвоевав себе новые места на российских прилавках. В особенности если они могут предложить потребителю действительно качественный продукт. Мы знаем где взять такой продукт.
Тепличный комплекс пятого поколения «Родина» под Воронежем — как раз из таких. Молодое, динамично развивающееся предприятие чутко отслеживает ситуацию на рынке и не следует ей — на этом как раз многие прогорают, — а опережает, сажая сегодня то, что будет пользоваться спросом завтра. В этом «Родине» помогает современный посевной материал компании «Гавриш». О том, что и как выращивать, чтобы и люди были сыты, и карманы не пусты, рассказали главный агроном ТК «Родина» Светлана Гладнева и маркетолог комплекса Яна Анохина.
— Какие томаты российской селекции выращиваются на комбинате? Чем вы руководствовались в своем выборе?
— Мы выращиваем гибриды томатов отечественной селекции F1 Наоми, F1 Сармат, F1 Иман, F1 Фанто, F1 Фотон. Для нас важен ассортимент, чтобы мы могли предложить покупателю желтые, розовые, красные, коричневые томаты, а у компании «Гавриш» как раз очень большой выбор разноцветных гибридов. Между теплицами существует жесткая конкуренция, и мы в ней ищем свою нишу. Для этого необходимо проводить сортоиспытания томатов. «Наоми» мы уже протестировали и запустили в производство, другие гибриды находятся на тестировании. Мы оцениваем урожайность, насколько они подходят для нашей теплицы, другие параметры. Потом на основании этих исследований будем принимать решение, какие гибриды покупать и выделять под них площади.
F1 Наоми нам понравился: благодаря высокому содержанию сахаров он обладает ярким вкусом, также этот гибрид привлекателен своим необычным темно-коричневым окрасом. Он имеет средние темпы роста, в уходе проще, чем F1 Прунакс, не так перерастает, так как его прирост за неделю меньше. Нет проблем с качеством плодов, хранится хорошо. Урожайность у него на уровне других гибридов, но он выигрывает по цене, которую за него готовы платить наши партнеры. О других сортах говорить рано — они только на этой неделе попали на рынок.
Выбор томата для тепличного хозяйства
— Долю каких томатов вы развиваете на своем предприятии? И какое направление вы считаете самым перспективным?
— Все томаты у нас среднеплодные. F1 Наоми — круглый, но основная масса томатов у нас сливовидные (около 80%). Есть еще немного томатов на кисти. Если следовать за рынком, мы проиграем. Необходимо быть на шаг впереди. Ищем свою нишу, предлагаем что-то новое. Томаты-сливки востребованы, а кисть — товар будущего. Эти томаты сложнее выращивать, ими мало кто занимается, хотя потребность есть. Поэтому мы и в эту нишу пытаемся проникнуть.
Мы проводим целый ряд мероприятий, которые позволяют нам оставаться на лидирующих позициях в сельском хозяйстве. Мы являемся участниками Международной агропромышленной выставки-ярмарки Green Weeks 2020 в Берлине, международного фестиваля цветов и садов в Воронеже «Город-Сад», российской агропромышленной выставки «Золотая осень», воронежского Форума предпринимателей и Агропродовольственного форума.
Продукция компании «Родина» была представлена на открытии Василеостровского рынка в Санкт-Петербурге и на презентации Воронежской области в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Главные показатели для нас — качество, вкус, доходность выращиваемых культур. Чтобы оставаться на лидирующих позициях, необходимо не следовать за модой, а самим формировать ее, определяя новые тенденции развития рынка в условиях ужесточения конкуренции.
Томат Наоми
— Расскажите, пожалуйста, какие ожидания вы возлагаете на томат F1 Наоми с точки зрения маркетинга?
— Данный томат тестировался нами как экспериментальный. В силу того, что это уникальный для нашего комплекса продукт, мы не планируем вводить его в оптовые поставки. «Наоми» — это «черный бриллиант» нашей теплицы, и производится он только в объемах для розничных потребителей. Мы очень ценим наших покупателей, стараемся каждый раз побаловать их новыми видами продукции. Плох тот производитель, который не мечтает торговать оптом эксклюзивной продукцией. Фирменная упаковка, укладка, реклама, социальные сети — это поиск своего покупателя.
— У вас очень патриотический слоган: «Родина овощей — Воронеж». Сейчас, когда мы говорим об импортозамещении, с маркетинговой точки зрения это очень удачное решение. А какой смысл вы вкладываете в этот слоган?
— Нам с вами повезло жить в очень плодородном регионе. Наши природные ресурсы — чернозем, реки — дают уникальную возможность производить, не побоюсь этих слов, лучшую в мире сельскохозяйственную продукцию. Поэтому можно несколько перефразировать наш слоган и сказать: «Родина сельского хозяйства — Воронеж».
— Какие мероприятия маркетинга реализуются по изучению спроса и стимулированию сбыта?
— В нашем холдинге ведется непрерывная работа по изучению конъюнктуры рынка. В агрокомплексе «Родина» работают специалисты, которые изучают потребительское поведение. Осуществляется планирование маркетинговой деятельности, исходя из текущих задач. К ним можно отнести: различные виды анализа товарооборота, изучение внутригруппового ассортимента, потребительских оценок качества и оформления товаров. И, конечно же, участие в специализированных выставках и промо-мероприятиях. Например, недавно мы ездили в Берлин на выставку Green Weeks 2020, на которой была представлена продукция со всего мира.
Нам нужно достичь всего этого ассортимента овощей в России силами российских селекционеров
— Производственные предпочтения и выбор покупателя: как найти оптимальное сочетание?
— Всегда нужно ориентироваться на выбор покупателя. Исходя из этого, нужно оптимизировать производство и планировать поставку. Спрос рождает предложение.
— Какие рынки сбыта для вас наиболее важны? Почему?
— В силу особенностей и размеров нашей теплицы основной объем наших поставок приходится на торговые сети. Мы работаем с сетями как федерального значения, так и с местными. Розничному рынку не нужно столько томатов, сколько мы можем произвести. Но при этом мы не хотим лишаться возможности продавать наши томаты с рыночных прилавков. И поэтому каждый воронежец может купить продукцию ТК «Родина» на Центральном или Воронежском рынках.
— Как влияет вкус и качество томатов на выбор гибрида?
— Выбираются гибриды с высоким содержанием сахаров, с высокой урожайностью, товарным видом, долгим хранением, равномерным созреванием.
— Бренд — модное слово, но в маркетинге оно сейчас является главной движущей силой. Что вы брали за основу вашего бренда, какие качества у выпускаемой вами продукции?
— Основные характеристики нашей продукции — экологичность, натуральность, доступность.
Нам важно представить на рынок продукт, который будет максимально полезен для нашего потребителя. Мы заботимся о здоровье своих покупателей, поэтому следим за балансом питания наших растений и применяем только биологические методы защиты — с помощью полезных насекомых, энтомофагов. Они защищают овощные культуры от вредителей, что позволило «Родине» полностью отказаться от химических способов защиты растений.
В теплице обитает также колония шмелей: они обеспечивают опыление, близкое к природному, и повышают урожай на 10-30%.
Сами теплицы находятся под избыточным давлением, поэтому вредители, споры грибов, пыль и вредные вещества из окружающей среды не могут попасть внутрь — их просто выдувает воздухом.
— Какие требования предъявляет рынок к упаковке овощей?
Есть ли связь между упаковкой продукции и продажами вашей овощной продукции?
— Упаковка остается на выбор производителя. Роспотребнадзор не предъявляет к этому жестких требований. Но так как томат — очень мягкий продукт, для нас основное требование — это обеспечение максимальной сохранности плодов. Конечно, упаковка оказывает существенное влияние на продажу продукта. Важно, чтобы она была запоминающейся и удобной.
— Как осуществляется контроль качества овощной продукции?
— Контроль качества осуществляется в соответствии с программой производства продукции. Первый и главный контроль — на нитраты. Плоды из каждой партии отправляются в сертифицированную лабораторию, там берутся пробы и выносится заключение. В результате обменных процессов образуются их производные — нитриты, но мы гордимся тем, что в нашей продукции доля нитратов составляет 40 мг/кг, то есть в 7 раз меньше нормы.
Затем томаты попадают на сортировочную линию, где их делят на группы по цвету и размеру, отделяют некондицию. На комбинате действует и входной контроль — мы используем только сертифицированные семена, прошедшие проверку на ГМО. В теплицах работает отдел качества, в задачи которого входит непрерывное отслеживание всех технологических процессов выращивания томатов. Сотрудники определяют спелость, сортируют томаты, проверяют правильность упаковки.
— Как налажена система поставки и хранения овощной продукции?
— Мы поддерживаем в холодильной камере температуру 12-14 градусов тепла. В таких условиях овощи сохраняют свежесть в течение 2 недель. Если снизить температуру, продукция сможет лежать дольше, но пострадают вкусовые качества. Мы не можем на это пойти, поэтому логистика выстроена так, чтобы максимально сократить путь наших томатов в торговые сети, в ресторан или кафе. Продукция хранится и поставляется на прилавки в качественной дышащей таре. Ящики изготовлены из нетоксичных материалов и пригодны для вторичной переработки.
— Какие маркетинговые инструменты для продаж вы видите в перспективе?
— В свете последних событий весь мир окажется в достаточно серьезном экономическом кризисе. Поэтому наша основная стратегия — минимизировать его последствия. Максимально обезопасить своих потребителей и предоставить им продукцию только высшего качества.
---
Беседовал Владимир Соколовский