Ваш статус: Профи
Ваш статус: Профи/фермер
Ваш статус помогает нам подбирать предложения, которые больше вам подходят. Вы можете изменить его в любой момент.
Изменить на:
Садовод/дачник
Logo

Аграрная лаборатория для детей

Лечит болезни врач, но излечивает природа. Эти слова Гиппократа могли бы остаться без внимания, если бы мы не научились рационально использовать ресурсы природы. Любое соприкосновение с живыми организмами оздоравливает и создает гармонию вокруг нас. Но, помимо гармонии, такой симбиоз выстраивает перспективу для сельского хозяйства и растениеводства в России.

Идея создания круглогодичной теплицы в школе-интернате № 5 в Багратионовске назревала очень давно. Весенней теплицы, которая функционировала с апреля по сентябрь, было недостаточно для практики. До настоящего времени не было возможности полностью отследить технологический процесс выращивания растений. Ведь учебный год длится с сентября по май и на время летних каникул дети уезжают из интерната.

Создание круглогодичной теплицы позволило учащимся заниматься растениеводством, исследуя все этапы развития растения и ухаживая за ним, развивая навыки и приемы практической работы

В 2018 году возникла идея создания агролаборатории. Принадлежала она директору ГБУ ОО «Школа-интернат № 5» — Пуш Елене Теодоровне.

«Если готовить учащихся к работе в тепличных хозяйствах, то необходимо адаптировать их к условиям будущей работы», — говорит Елена Теодоровна.

Теоретические знания вместе с практической работой в новой теплице и агролаборатории дают учащимся большой шанс устроиться на работу в тепличные хозяйства и питомники области. Нехватка специалистов в области сельского хозяйства — актуальная проблема на сегодняшний день. Поэтому тепличные хозяйства, питомники декоративных растений всегда заинтересованы в квалифицированных рабочих.

Учащиеся школы-интерната № 5 в Багратионовске после окончания 9-го класса могут поступить в техникум на обучение по профессиям «Озеленитель», «Садовник», «Цветовод», «Рабочий зеленого хозяйства». Это совершенно новое направление работы. И на подобную инициативу откликнулись многие работодатели, предоставив специалистов, оборудование и расходные материалы.

Направления обучения детей в агролаборатории

Агролаборатория включает в себя три модуля. В первом ученики изучают современные технологии в растениеводстве, агропонику, гидропонику, вертикальное озеленение, сити-фермерство. В лаборатории для работы установлено новое оборудование, среди которого горизонтальная стеллажная установка наливного типа, вертикальная установка с капельным поливом, гидропонная система капельного полива на 6 мест, система клонирования, модульная система капельного полива, вертикальные системы выращивания — фитомодули, экспресс-лаборатории для определения минеральных удобрений и состава почвы и лаборатория для начальной школы.

Второй модуль посвящен проектированию в ландшафтном дизайне и 3D-моделированию. В классе находится оборудование для мини-типографии, в которой ученики и педагоги самостоятельно могут изготавливать раздаточный материал, буклеты, проекты, методички. Помимо изучения основ ландшафтного дизайна, учащиеся постигают азы фитодизайна, дендрологию, изучают проектную деятельность с использованием компьютерных технологий и экологическое значение зеленых насаждений.

Третий модуль в агролаборатории — сердце школы-интерната № 5 — модульный тепличный комплекс круглогодичного использования. Здесь есть возможность изучения автоматизированного управления процессами отопления, освещения, проветривания, полива, установки и управления микроклиматом. Модульная теплица делится на четыре секции, каждая из которых может выступать самостоятельной локацией. Первая локация — это оранжерея и зона флористики и фитодизайна, а также декоративного цветоводства. Вторая — овощные культуры (томат, огурец, баклажан) и пряные травы. Третья локация — черенкование и клонирование растений. Четвертая — мастерская ландшафтного дизайна и выгонка луковичных растений.

До появления модульной теплицы программа обучения заканчивалась экскурсией в тепличные хозяйства региона. Сейчас программа обучения по теме «Защищенный грунт» проходит с полным погружением в практическую деятельность учеников.

Педагоги школы-интерната прошли переподготовку в Калининградском институте переподготовки кадров агробизнеса по программе «Инновационные технологии в растениеводстве и ландшафтном дизайне». Но о защищенном грунте детям рассказывают не только педагоги школы-интерната. Уроки и мастер-классы в тепличном комплексе проводят и студенты колледжа профессиональных технологий города Полесска. Фермерские хозяйства регулярно организовывают для учащихся экскурсии на производство, в тепличные комплексы, которые занимаются выращиванием овощей, фруктов.

Благодаря сотрудничеству с Калининградским областным детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма уже второй год учащиеся 10-го класса проходят обучение по программе дополнительного образования естественно-научной направленности в объединении «Агроэкология». Во второй половине 2019 года ученики выполняли практические работы по уходу за декоративными растениями в ботаническом саду БФУ им. И. Канта.

В школе-интернате открыли профильный 10 класс по направлению «Сельскохозяйственный труд». Программа предусматривает подготовку обучающихся к самостоятельной работе в сфере сельского хозяйства. Занятия направлены на изучение теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.

Программа по сельскохозяйственному труду состоит из модулей «Растениеводство», «Животноводство», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Современные технологии выращивания растений», «Основы ландшафтного дизайна и проектирования с использованием компьютерных технологий».

Каждый модуль учитывает агротехнические требования по выращиванию растений. Основой изучения модулей являются разделы «Овощеводство», «Садоводство», «Защищенный грунт», «Минеральные и органические удобрения», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Полевые культуры», «Введение в профессию», «Основы земледелия, агрохимии и защиты растений».

В рамках изучения современных технологий выращивания растений ученики школы-интерната № 5 в Багратионовске занимаются выращиванием овощных и цветочно-декоративных культур в защищенном грунте, сити-фермерством, выгонкой цветочных растений, используя при этом новые технологии, например системы вертикального озеленения.

Учебная деятельность учитывает агротехнические требования по выращиванию растений в защищенном грунте на основе современных технологий выращивания: гидропонике, аэропонике, методом периодического затопления или питательного слоя в многоярусных гидропонных установках «Сити-Фермер». Юные агрономы принимают участие в различных агрофестивалях с участием потенциальных работодателей и представителей крупных тепличных хозяйств и агрокомбинатов Калининградской области.

Так, на конкурсе профессионального мастерства для детей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» Артём Корчагин, ученик 10-го класса, занял 1-е место в Калининградской области. Участники конкурса должны были выполнить конкурсное задание, согласно чертежу, учитывая указанные размеры, место расположения и используя обязательные материалы. Работа должна была выполняться в соответствии с агротехническими приемами, специализированным инвентарем и правилами техники безопасности.

20 ноября 2019 года Артём Корчагин представлял Калининградскую область на 5-м Национальном чемпионате «Абилимпикс» в Москве, где в категории «Ландшафтный дизайн» по направлению «Творческие профессии» занял 3-е место.

Изюминкой рекреации спального корпуса является демонстрационный зал по вертикальному озеленению.

Любое соприкосновение с живой природой способствует активации мыслительных процессов у детей с ментальными нарушениями

Сегодня ученики агролаборатории школы-интерната в Багратионовске заложили опыт по проращиванию семян зеленных овощных растений и цветочных культур в разных субстратах, включая минеральную вату.

Интересным экспериментом оказалась технология беспересадочного способа размножения растения чеснока. Данный проект доверили ученику 9-го класса Андрею Голощукову. Размножается чеснок в основном зубками и воздушными луковичками — бульбочками, которые можно использовать для посева. Особенность такого метода размножения заключается в том, что чеснок, посаженный из бульбочек, растет на одном и том же месте 2 года подряд, после чего из земли выкапывается уже зрелая головка с зубчиками. Семена заблаговременно необходимо аккуратно срезать и убрать, поместив в небольшую картонную коробку, занести в помещение для хранения. Благодаря этому получается здоровый посадочный материал, отмечается высокий уровень всхожести, что, в свою очередь, дает возможность избежать вырождаемости сорта.

Также вместе с наставниками ученики провели опыт по выращиванию картофеля из семян (для получения сортовых клубней) с подсчетом рентабельности производства именно в личном подсобном хозяйстве; были проведены опыты по черенкованию и размножению цветочных растений для создания своего «малого бизнеса».

Задачи перед собой агролаборатория ставит сложные. На очереди проведение эксперимента по выращиванию растений в почвенных смесях в условиях зимней теплицы в минеральной вате и кокосовом субстрате. Кроме того, необходимо будет проанализировать технологический процесс по выращиванию растений в домашних условиях (с использованием органических, минеральных удобрений и без их использования), провести тест на содержание нитратов в растениях.

Как говорит Зоя Викторовна Мокану, заместитель директора по воспитательной работе, «Цель нашей работы — подготовить обучающихся к самостоятельной жизни, включая трудные жизненные ситуации, такие как, например, безработица. Поэтому сельскохозяйственное направление является «палочкой-выручалочкой» для наших учащихся, они это понимают. В Калининградской области успешно развиваются агропромышленные комплексы, построено много теплиц круглогодичного использования, теплиц по выгонке цветочных растений, питомников по выращиванию декоративных растений, плодовых деревьев. Те знания, которые получают обучающиеся в нашей школе, пригодятся и в работе на предприятиях, и в дальнейшем профильном обучении. Наши учащиеся после окончания 9—10-х классов поступают в профильные колледжи, техникумы на основании заключенных договоров о сетевом взаимодействии».


---

Екатерина Крылова