Ваш статус: Профи
Ваш статус: Профи/фермер
Ваш статус помогает нам подбирать предложения, которые больше вам подходят. Вы можете изменить его в любой момент.
Изменить на:
Садовод/дачник

Аграрная лаборатория для детей

Лечит болезни врач, но излечивает природа. Эти слова Гиппократа могли бы остаться без внимания, если бы мы не научились рационально использовать ресурсы природы. Любое соприкосновение с живыми организмами оздоравливает и создает гармонию вокруг нас. Но, помимо гармонии, такой симбиоз выстраивает перспективу для сельского хозяйства и растениеводства в России.

Идея создания круглогодичной теплицы в школе-интернате № 5 в Багратионовске назревала очень давно. Весенней теплицы, которая функционировала с апреля по сентябрь, было недостаточно для практики. До настоящего времени не было возможности полностью отследить технологический процесс выращивания растений. Ведь учебный год длится с сентября по май и на время летних каникул дети уезжают из интерната.

Создание круглогодичной теплицы позволило учащимся заниматься растениеводством, исследуя все этапы развития растения и ухаживая за ним, развивая навыки и приемы практической работы

В 2018 году возникла идея создания агролаборатории. Принадлежала она директору ГБУ ОО «Школа-интернат № 5» — Пуш Елене Теодоровне.

«Если готовить учащихся к работе в тепличных хозяйствах, то необходимо адаптировать их к условиям будущей работы», — говорит Елена Теодоровна.

Теоретические знания вместе с практической работой в новой теплице и агролаборатории дают учащимся большой шанс устроиться на работу в тепличные хозяйства и питомники области. Нехватка специалистов в области сельского хозяйства — актуальная проблема на сегодняшний день. Поэтому тепличные хозяйства, питомники декоративных растений всегда заинтересованы в квалифицированных рабочих.

Учащиеся школы-интерната № 5 в Багратионовске после окончания 9-го класса могут поступить в техникум на обучение по профессиям «Озеленитель», «Садовник», «Цветовод», «Рабочий зеленого хозяйства». Это совершенно новое направление работы. И на подобную инициативу откликнулись многие работодатели, предоставив специалистов, оборудование и расходные материалы.

Направления обучения детей в агролаборатории

Агролаборатория включает в себя три модуля. В первом ученики изучают современные технологии в растениеводстве, агропонику, гидропонику, вертикальное озеленение, сити-фермерство. В лаборатории для работы установлено новое оборудование, среди которого горизонтальная стеллажная установка наливного типа, вертикальная установка с капельным поливом, гидропонная система капельного полива на 6 мест, система клонирования, модульная система капельного полива, вертикальные системы выращивания — фитомодули, экспресс-лаборатории для определения минеральных удобрений и состава почвы и лаборатория для начальной школы.

Второй модуль посвящен проектированию в ландшафтном дизайне и 3D-моделированию. В классе находится оборудование для мини-типографии, в которой ученики и педагоги самостоятельно могут изготавливать раздаточный материал, буклеты, проекты, методички. Помимо изучения основ ландшафтного дизайна, учащиеся постигают азы фитодизайна, дендрологию, изучают проектную деятельность с использованием компьютерных технологий и экологическое значение зеленых насаждений.

Третий модуль в агролаборатории — сердце школы-интерната № 5 — модульный тепличный комплекс круглогодичного использования. Здесь есть возможность изучения автоматизированного управления процессами отопления, освещения, проветривания, полива, установки и управления микроклиматом. Модульная теплица делится на четыре секции, каждая из которых может выступать самостоятельной локацией. Первая локация — это оранжерея и зона флористики и фитодизайна, а также декоративного цветоводства. Вторая — овощные культуры (томат, огурец, баклажан) и пряные травы. Третья локация — черенкование и клонирование растений. Четвертая — мастерская ландшафтного дизайна и выгонка луковичных растений.

До появления модульной теплицы программа обучения заканчивалась экскурсией в тепличные хозяйства региона. Сейчас программа обучения по теме «Защищенный грунт» проходит с полным погружением в практическую деятельность учеников.

Педагоги школы-интерната прошли переподготовку в Калининградском институте переподготовки кадров агробизнеса по программе «Инновационные технологии в растениеводстве и ландшафтном дизайне». Но о защищенном грунте детям рассказывают не только педагоги школы-интерната. Уроки и мастер-классы в тепличном комплексе проводят и студенты колледжа профессиональных технологий города Полесска. Фермерские хозяйства регулярно организовывают для учащихся экскурсии на производство, в тепличные комплексы, которые занимаются выращиванием овощей, фруктов.

Благодаря сотрудничеству с Калининградским областным детско-юношеским центром экологии, краеведения и туризма уже второй год учащиеся 10-го класса проходят обучение по программе дополнительного образования естественно-научной направленности в объединении «Агроэкология». Во второй половине 2019 года ученики выполняли практические работы по уходу за декоративными растениями в ботаническом саду БФУ им. И. Канта.

В школе-интернате открыли профильный 10 класс по направлению «Сельскохозяйственный труд». Программа предусматривает подготовку обучающихся к самостоятельной работе в сфере сельского хозяйства. Занятия направлены на изучение теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности.

Программа по сельскохозяйственному труду состоит из модулей «Растениеводство», «Животноводство», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Современные технологии выращивания растений», «Основы ландшафтного дизайна и проектирования с использованием компьютерных технологий».

Каждый модуль учитывает агротехнические требования по выращиванию растений. Основой изучения модулей являются разделы «Овощеводство», «Садоводство», «Защищенный грунт», «Минеральные и органические удобрения», «Цветоводство и декоративное садоводство», «Полевые культуры», «Введение в профессию», «Основы земледелия, агрохимии и защиты растений».

В рамках изучения современных технологий выращивания растений ученики школы-интерната № 5 в Багратионовске занимаются выращиванием овощных и цветочно-декоративных культур в защищенном грунте, сити-фермерством, выгонкой цветочных растений, используя при этом новые технологии, например системы вертикального озеленения.

Учебная деятельность учитывает агротехнические требования по выращиванию растений в защищенном грунте на основе современных технологий выращивания: гидропонике, аэропонике, методом периодического затопления или питательного слоя в многоярусных гидропонных установках «Сити-Фермер». Юные агрономы принимают участие в различных агрофестивалях с участием потенциальных работодателей и представителей крупных тепличных хозяйств и агрокомбинатов Калининградской области.

Так, на конкурсе профессионального мастерства для детей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» Артём Корчагин, ученик 10-го класса, занял 1-е место в Калининградской области. Участники конкурса должны были выполнить конкурсное задание, согласно чертежу, учитывая указанные размеры, место расположения и используя обязательные материалы. Работа должна была выполняться в соответствии с агротехническими приемами, специализированным инвентарем и правилами техники безопасности.

20 ноября 2019 года Артём Корчагин представлял Калининградскую область на 5-м Национальном чемпионате «Абилимпикс» в Москве, где в категории «Ландшафтный дизайн» по направлению «Творческие профессии» занял 3-е место.

Изюминкой рекреации спального корпуса является демонстрационный зал по вертикальному озеленению.

Любое соприкосновение с живой природой способствует активации мыслительных процессов у детей с ментальными нарушениями

Сегодня ученики агролаборатории школы-интерната в Багратионовске заложили опыт по проращиванию семян зеленных овощных растений и цветочных культур в разных субстратах, включая минеральную вату.

Интересным экспериментом оказалась технология беспересадочного способа размножения растения чеснока. Данный проект доверили ученику 9-го класса Андрею Голощукову. Размножается чеснок в основном зубками и воздушными луковичками — бульбочками, которые можно использовать для посева. Особенность такого метода размножения заключается в том, что чеснок, посаженный из бульбочек, растет на одном и том же месте 2 года подряд, после чего из земли выкапывается уже зрелая головка с зубчиками. Семена заблаговременно необходимо аккуратно срезать и убрать, поместив в небольшую картонную коробку, занести в помещение для хранения. Благодаря этому получается здоровый посадочный материал, отмечается высокий уровень всхожести, что, в свою очередь, дает возможность избежать вырождаемости сорта.

Также вместе с наставниками ученики провели опыт по выращиванию картофеля из семян (для получения сортовых клубней) с подсчетом рентабельности производства именно в личном подсобном хозяйстве; были проведены опыты по черенкованию и размножению цветочных растений для создания своего «малого бизнеса».

Задачи перед собой агролаборатория ставит сложные. На очереди проведение эксперимента по выращиванию растений в почвенных смесях в условиях зимней теплицы в минеральной вате и кокосовом субстрате. Кроме того, необходимо будет проанализировать технологический процесс по выращиванию растений в домашних условиях (с использованием органических, минеральных удобрений и без их использования), провести тест на содержание нитратов в растениях.

Как говорит Зоя Викторовна Мокану, заместитель директора по воспитательной работе, «Цель нашей работы — подготовить обучающихся к самостоятельной жизни, включая трудные жизненные ситуации, такие как, например, безработица. Поэтому сельскохозяйственное направление является «палочкой-выручалочкой» для наших учащихся, они это понимают. В Калининградской области успешно развиваются агропромышленные комплексы, построено много теплиц круглогодичного использования, теплиц по выгонке цветочных растений, питомников по выращиванию декоративных растений, плодовых деревьев. Те знания, которые получают обучающиеся в нашей школе, пригодятся и в работе на предприятиях, и в дальнейшем профильном обучении. Наши учащиеся после окончания 9—10-х классов поступают в профильные колледжи, техникумы на основании заключенных договоров о сетевом взаимодействии».


---

Екатерина Крылова