Ваш статус: Профи
Ваш статус: Профи/фермер
Ваш статус помогает нам подбирать предложения, которые больше вам подходят. Вы можете изменить его в любой момент.
Изменить на:
Садовод/дачник

Динамика производства листовых салатов

Салат – самая популярная из салатных культур, имеющая сегодня большую коммерческую привлекательность. Это растение, которое, в основном, выращивается как листовой овощ в различных частях мира, очень широко используется в пищу

Объемы производства салата в России и мире

По данным экспертов «Интерагро, в мире лидерами по производству листового салата является Китай (55,98% от общей доли производства), США (12,66%), Индия (4,33%), Испания (3,47%). В целом можно отметить, что с 2015 по 2019 гг. производство листового салата в мире выросло с 26,37 млн тонн до 29,13 млн тонн (Таблица 1).

По итогам 2017 года внутреннее производство салата в России составило 11,9 тыс. тонн, что на 24,5% больше аналогичного показателя 2016 года. В целом, в период с 2014-го по 2018 гг. отечественные производители салатов немного нарастили позиции на внутреннем рынке за счет строительства крупных тепличных хозяйств по выращиванию томатов и огурцов, где свежая зелень, в том числе и салаты, являются вторичным продуктом производства. Несмотря на все трудности, отечественным предприятиям в 2020 году удалось увеличить объемы производства салатов на 17,6% по сравнению с аналогичным показателем 2019 года. Производство салата в России, в основном, расположено в закрытом грунте. В 2020 г. оно было на уровне 15 тыс. тонн в год на оборотной площади 700-800 га.

Около 28% салатов выращивается в Приволжском федеральном округе, на предприятия Центрального и Южного федеральных округов приходится 20% и 13% соответственно от общего объема производства свежей зелени.

Импорт и экспорт салата

В 2019 году салат был на 640 месте среди наиболее продаваемых продуктов в мире с общим объемом продаж 2,93 млрд долларов. В период с 2018 по 2019 год экспорт салата вырос на 2,52%, с 2,85 млрд долларов до 2,93 млрд долларов. Торговля салатом составляет 0,016% от общего объема мировой торговли.

Мнение

Екатерина Бабаева, генеральный директор компании «Интерагро» отмечает: «В современных реалиях ЗОЖ-тенденция и повышение интереса к вопросам своего здоровья определяет потребительские предпочтения все большего процента населения нашей страны, и можно с уверенностью сказать, что в ближайшее время салаты и зелень перейдут из категории продуктов сезонного потребления в разряд товаров повседневного спроса, их спрос на них увеличится, а это значит, что и производство продукции этой сельскохозяйственной категории внутри страны уже активно развивается. В качестве примера приведу нашего партнера, предприятие «Белая Дача Алабуга». Осенью 2021 года специалисты «Интерагро» участвовали в запуске еще одной современной линии по производству салатов и листовых овощей, которая позволит предприятию существенно нарастить объемы выпуска готовой продукции и своевременно и качественно отвечать потребностям российский потребителей».

В 2019 году крупнейшими экспортерами листового салат были Испания (856 млн долларов), США (523 млн долларов), Мексика (320 млн долларов), Италия (274 млн долларов) и Нидерланды (256 млн долларов).

В 2019 году крупнейшими импортерами салатов были Канада (451 млн долларов), Германия (434 млн долларов), США (373 млн долларов), Франция (206 млн долларов) и Великобритания (178 млн долларов).

Ведущими поставщиками импорта салата в России являются Иран (доля по стоимости – 28,54%, доля по массе – 27,14%); Египет (доля по стоимости – 22,20%, доля по массе – 19,27%); Тунис (доля по стоимости – 10,42%, доля по массе – 7,12%); Узбекистан (доля по стоимости – 9,86%, доля по массе – 10,08%); Беларусь (доля по стоимости – 4,97%, доля по массе – 14,70%) – таблица 2.

Импорт салата осуществляется в пять лидирующих регионов страны, при этом в большинстве из них наблюдается снижение импорта: Московская область (импорт снизился с 2016 г. с 6,59 млн. долл. до 5,6 млн. долл. в 2020 г. ) ; Москва (импорт вырос с 2016 г. с 4,25 млн. долл. до 7,8 млн. долл. в 2020 г.); Краснодарский край (импорт снизился с 2016 г. с 1,11 млн. долл. до 1,06 млн. долл. в 2020 г.); Республика Татарстан (импорт снизился с 2016 г. с 1,14 млн. долл. до 913,8 тыс. долл. в 2020 г.); Санкт-Петербург (импорт вырос с 2016 г. с 227,79 тыс. долл. до 833,57 тыс. долл. в 2020 г.).

Импорт салата имеет свои сезонные пики. Так, потребление растет в период с января по май, затем снижается, чтобы снова вырасти перед новогодними праздниками в декабре

Общий стоимостной объем экспорта составил 1,52 млн $ при массе груза 734,47 тонн. Максимум поставок пришёлся на 2019 г., минимум – на 2017 г. (таблица 3).

Ведущими получателями экспорта салата выступают Беларусь (доля по стоимости – 67,24%, 102 млн долл., доля по массе – 50,83%); Казахстан (доля по стоимости – 25,99%, 396,22 тыс. долл., доля по массе – 21,30%); Украина (доля по стоимости – 3,11%, 47,48 тыс. долл., доля по массе – 11,65%).

Экспорт салата из России осуществляется, в основном, из следующих регионов: Москва (доля по стоимости – 88,04%, 1.34 млн долл., доля по массе – 61,99%); Новосибирская область (доля по стоимости – 4,13%, 62,9 тыс. долл., доля по массе – 8,43%); Приморский край (доля по стоимости – 3,63%, 55,31 тыс. долл., доля по массе – 16,20%).

Салат: ценовая политика

Общий стоимостной объем оборота составил 104,79 млн. $ при массе груза 127,47 тыс. тонн. Максимум поставок пришелся на 2019 г., минимум – на 2016 г. (таблица 4).

Переработка салата

В России переработкой занимаются несколько компаний. Лидером отрасли является группа компаний «Белая Дача» с долей рынка 73,2%. Предприятие поставляет такие виды мытой продукции, как «Юбилейный микс», «Моно-кейл», «Пряная руккола», «Молодой шпинат», «Аликанте. Испанский вкус», «Тоскана. Итальянский вкус», «Монпелье. Французский вкус» и др. Стоимость продукции варьируется от 80 до 170 руб.

Переработкой листового салата также занимаются ООО «Салатерия» (доля рынка 0,4%); ООО «Валенсия» (0,04%), ООО «Линеа Верде Рус» (0,15%).

Прогнозы по рынку салата на 5 лет

Увеличение производства салатов очень целесообразно с учетом постоянно растущего спроса на эту продукцию. Потребление салатов растет примерно на 2% ежегодно. К 2030 г. потребление салатов, выращиваемых в закрытом и открытом грунте, увеличится на 25% до 290 тыс. тонн. С учетом ввода новых запланированных мощностей производство салатов в России будет расти в среднем на 9% ежегодно. В ближайшие 10 лет производство салатов, выращенных на вертикальных сити-фермах, будет ежегодно расти на 35% и к 2030 г. составит 20 тыс. тонн. Доля органической зелени на российском рынке салатов увеличится за это время до 10%. Кроме того, к 2030 г. российский рынок органической продукции может увеличиться в 4 раза, до 40 млрд рублей.

---

Екатерина Николаевна Бабаева, генеральный директор компании «Интерагро»